Как подготовить ребёнка к школе?
Сегодня мы подготовили для вас новый формат — настоящий лонгрид. Если вы — родитель, бабушка или дедушка ребёнка младше 7 лет, то, как нам кажется, эта статья будет для вас очень полезна и актуальна.
Мы узнаем, что же такое психологическая готовность к школе, почему она очень важна и как правильно развивать ребёнка, чтобы в 1 класс он пошёл без тревоги и стресса, а с радостью и воодушевлением. А помогла нам разобраться в этом непростом вопросе Кристина Горбачёва, детский нейропсихолог, руководитель центра детской нейропсихологии и семейного консультирования «Гавань».
Скоро в школу!Поступление в 1 класс — важное событие для всей семьи. И каждый родитель заинтересован в успешном обучении своего ребёнка. Поэтому готовиться к школе обычно начинают заранее: записывают будущих первоклассников на подготовительные курсы, учат их читать, писать и считать.
Конечно, эти навыки обязательно пригодятся в процессе учёбы, однако очень важно не забывать о психологической готовности детей к школе. Именно этот фактор определяет достаточную зрелость детской психики для перехода на новый этап развития — от игровой к учебной деятельности.
Выделяют три основных аспекта школьной зрелости, и когда все они развиты равномерно, специалист может сказать, что такой ребёнок к школе готов.
Эмоциональная готовность
В чём она проявляется? Ребёнок владеет своими эмоциями, он их осознаёт и понимает, может самоуспокоиться, наладить коммуникацию с другими детьми, легко вступает в контакт как со сверстниками, так и со взрослыми. То есть ребёнок ощущает себя достаточно раскрепощённо и спокойно.
Этот аспект родители часто упускают из виду, не тренируя коммуникативные навыки и не обращая внимания на эмоционально-волевую сферу, делая упор на второй аспект — интеллектуальную готовность.
Интеллектуальная готовность
Этот аспект связан с развитием всех мыслительных процессов, которые будут влиять на весь процесс обучения. Это логическое мышление, память, умение сравнивать и определять признаки, формировать логические цепочки, концентрировать своё внимание.
Социальная готовность
Это умение ребёнка выполнять социальную роль ученика, слушать учителя, соблюдать правила, быть дисциплинированным и не отвлекаться. Практически в каждом классе есть ребёнок, который нарушает дисциплину, и он это делает не потому, что он хочет кому-то помешать или причинить вред. На самом деле есть внутренние предпосылки в его организме, из-за которых он так поступает.
Школьная зрелость в норме появляется к 7 годам, при условии, что у ребёнка не было ранее задержек развития. Мы не можем выделить конкретный возраст, в котором каждый ребёнок будет готов к школе. Но стоит отметить, что тут лучше позже, чем раньше.
У ребенка до 7 лет ведущей деятельностью (той, которая развивает, понятна и естественна) является игра. Соответственно при выборе учреждения для подготовки к школе лучше обращать внимание на то, чтобы в основе обучения была игровая деятельность, сидения за партой было не более 20 минут в сумме всего занятия, а большую часть времени дети проводили на полу или в свободном движении.
Если ребёнок не замотивирован, в школе ему будет сложно.Наша задача, как родителей, сделать так, чтобы ребёнок самостоятельно тянулся к знаниям, а это возможно лишь в том случае, если усвоение знаний даётся легко.
Трудности, связанные с получением академических знаний, зачастую возникают не потому, что ребёнка чему-то не научили, а из-за того, что у ученика слабо развиты мышцы кисти, координация движений, не сформированы межполушарные связи.
На нейропсихологической подготовке специалист делает упор не на обучении письму, чтению и счёту, а на том, как сделать так, что в мозге ребёнка дозрели те отделы, которые отвечают за эти процессы. Намного результативнее, интереснее и комфортнее для ребёнка работать в этом подходе: формировать моторику кисти лепкой, плетением или другими подобными упражнениями.
После таких занятий малышу будет легко учиться, он без труда «схватит на лету» всю информацию. Такие дети также есть в каждом классе: они будто бы и не прилагают усилий — один раз прочитал, и уже запомнил. С точки зрения нейропсихологии, это очень гармоничные дети, у которых мозг дозрел как нужно и нервная система готова к процессу обучения. Именно поэтому учёба таким ребятам даётся легко.
Ведущая деятельность в возрасте 3-7 лет — сюжетно-ролевая игра!Сегодня хорошо подготовленный первоклассник — большая редкость, и многие дети нуждаются именно в качественной нейропсихологической подготовке: развитию крупной и мелкой моторики, зрительно-слухового восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы, памяти, воображения и расширения общего кругозора. Это подготовка мозга к правильному восприятию информации. У каждого ребёнка разные возможности, свои сильные и слабые стороны, и важно знать их и готовить базу для усвоения школьной программы.
Часто первоклассники не умеют застёгивать пуговицы, завязывать шнурки, а это напрямую говорит об уровне развития мелкой моторики, которая неразрывно связана с речевым развитием. Посмотрите, что умеет делать ваш ребёнок в быту: может ли будущий школьник помыть посуду и протереть её, накрыть на стол, приготовить себе что-то простое, умеет ли он пользоваться ножницами?
Чтобы хорошо учиться, у ребёнка должен быть интерес к познавательной деятельности, это происходит в 6,5-7 лет, так как именно в этом возрасте активно развиваются лобные доли головного мозга, отвечающие за мотивацию, усвоение программы, саморегуляцию. Именно в этот период при нормальном ходе развития ребёнок тянется к знаниям, хочет ходить в школу, ему интересен процесс сборов и подготовки.
Усаживая трехгодовалого малыша за обучение счёту, письму, чтению и иностранным языкам, мы забираем у его нервной системы тот ресурс, который необходим для решения других возрастных задач. Наша нервная система как стаканчик с водой: утром он полон, и любое действие отнимает какой-то процент из этого стаканчика. Соответственно, если мы будем нагружать его не той деятельностью, которая доступна по возрасту, будут страдать важные в этот период двигательные навыки, мелкая и крупная моторика и ловкость. Но сбалансированное развитие даст хорошую основу для формирования правильной осанки, способности длительно удерживаться в одной позе, правильно держать пишущие предметы.
Чтобы узнать рамки возрастных норм развития, посмотрите таблицу «Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина»
Возрастная периодизация Д.Б. ЭльконинаНа самом деле подготовка к школе начинается задолго до 6-7 летнего возраста. Можно даже сказать, что она закладывается с самого рождения. Важно следить за соблюдением всех норм развития в срок, не перегружать дошкольника интеллектуальной деятельностью, правильно организовать окружающую среду ребёнка. И если родители всё делали правильно, то первоклассник станет успешным и хорошо замотивированным школьником!
Белый Кролик и его команда благодарят Кристину Горбачёву за содействие в подготовке материала.
Кристина Горбачёва, детский нейропсихологЕщё больше важной и полезной информации для родителей ищите на странице центра детской нейропсихологии и семейного консультирования «Гавань» ВКонтакте.
Ваш комментарий:
Спасибо за комментарий!
Мы опубликуем его после проверки.
Следить за статусом публикации Вы можете в разделе мои отзывы.